Все родители сталкиваются с детским обманом. Как на это реагировать?
-До какого возраста ребёнок не различает ложь и фантазии?
-Даже маленькие дети, играя в кухню, надкусывают пластмассовые муляжи и песочные куличики только понарошку. Так что реальность и фантазию различают даже малыши.
-Чем изобретательнее врут, тем выше интеллект. Это правда?
-Освоение навыка лжи-важный этап в развитии человека. Ложь - это более сложный элемент общения, чем младенческие способы привлекать внимание через слёзы и крик. примерно с трёх лет слово становится способом регулирования границ.ребёнок обнаруживает, что он является отдельным от других человеком, что он непрозрачен для окружающих, и у него есть свой мир, про который он может рассказывать, что-то оставлять при себе, а что-то искажать при рассказе. Если у ребёнка закрепляется ощущение всевидящего ока родителя, это грозит серьёзными психическими расстройствами. Изобретательность лжи действительно может говорить о развитии интеллекта и творческих способностях, однако не стоит относиться к ней как к чему-то однозначно прекрасному и поощряемому. Во многих ситуациях ложь ребёнка сигнализирует о необходимости перенастроить систему отношений в семье.
- Как разобраться, когда ребёнок врёт, а когда говорит правду?
- Универсальных способов проникнуть во внутренний мир другого человека нет, и это во многом удобно. Иначе любой человек мог бы что угодно нам внушить или вычислить то, что мы хотели бы оставить при себе. Ни ребёнку, ни взрослому не хотелось бы жить в мире полного отсутствия личного пространства. Косвенными признаками лжи могут быть почёсывания губ или щёк, отведение глаз в сторону, торопливость. волнение при рассказе.
- Когда ложь нельзя прощать?
- Прежде чем решать прощать или не прощать, нужно разобраться в причинах вранья. Чаще всего ложь ребёнка свидетельствует о завышенных требованиях, избыточных запретах, страхе отвержения или о чрезмерности наказаний, принятых в семье. В этом случае родителям нужно внести изменения в систему запретов, санкций. Нельзя оставлять, например, ложь о реальном местонахождении, реальном виновнике происшествия. В подобных ситуациях необходимо разъяснить ребёнку, к каким серьёзным последствиям приводит его ложь.
Есть ситуации, когда фантазирование играет роль внутреннего психотерапевта. К примеру, ребёнок в реальности не смог справиться с агрессией со стороны одноклассника, но дома рассказывает. как ловко он дал отпор. Так он пытается справиться с бессилием. Родителям необходимо рассказать ребёнку о способах не дать себя в обиду. напомнить о возможности обращения к взрослым за помощью.
Как отучить врать?
Устанавливать реальные требования и запреты, использовать ясную и неунизительную систему санкций за проступки.
Регулярно проводить с ребёнком время за приятными занятиями, чтобы у него не было ощущения брошенности и искушения привлечь внимание через провокации и плохое поведение.
Налаживать взаимопонимание среди взрослых членов семьи, чтобы ребёнку не приходилось раздваиваться - с мамой критиковать папу, а с мамой - папу.
В присутствии ребёнка признавать свои ошибки, просить прощения и предлагать способы исправления последствий. Это позволит ребёнку в своих переживаниях вины и стыда не изолироваться и врать, а идти на контакт.
Как реагировать на враньё?
Выражая недовольство ребёнку, параллельно размышлять, что в семейных отношениях могло помешать ему быть честным, каких реакций родителей он мог бояться.
Если ребёнок признался во вранье, хвалите: "Молодец, что нашёл в себе силы признаться. Я понимаю, это было трудно. Давай придумаем, как всё исправить".
Не притворяйтесь, когда истина известна. Был звонок о прогуле? Не спрашивайте: "Что было на уроке?" Это провоцирует ложь. Прямо скажите: "Звонила учительница. Почему ты прогулял школу?"
Обещаниям дошкольника часто не стоит верить. Их невыполнение малышами не злой умысел, а следствие незрелости. Не уличайте во лжи, вместе подумайте, как можно помочь выполнить задуманное.
Регулярно проводить с ребёнком время за приятными занятиями, чтобы у него не было ощущения брошенности и искушения привлечь внимание через провокации и плохое поведение.
Налаживать взаимопонимание среди взрослых членов семьи, чтобы ребёнку не приходилось раздваиваться - с мамой критиковать папу, а с мамой - папу.
В присутствии ребёнка признавать свои ошибки, просить прощения и предлагать способы исправления последствий. Это позволит ребёнку в своих переживаниях вины и стыда не изолироваться и врать, а идти на контакт.
Как реагировать на враньё?
Выражая недовольство ребёнку, параллельно размышлять, что в семейных отношениях могло помешать ему быть честным, каких реакций родителей он мог бояться.
Если ребёнок признался во вранье, хвалите: "Молодец, что нашёл в себе силы признаться. Я понимаю, это было трудно. Давай придумаем, как всё исправить".
Не притворяйтесь, когда истина известна. Был звонок о прогуле? Не спрашивайте: "Что было на уроке?" Это провоцирует ложь. Прямо скажите: "Звонила учительница. Почему ты прогулял школу?"
Обещаниям дошкольника часто не стоит верить. Их невыполнение малышами не злой умысел, а следствие незрелости. Не уличайте во лжи, вместе подумайте, как можно помочь выполнить задуманное.
П. Дмитриевский, психолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий