Скоро в школу

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
Ваш ребёнок скоро станет школьником, и вы стали задумываться о том, как сделать так, чтобы в школе ему было интересно и радостно учиться, чтобы его любознательность не знала границ, дети в классе его любили и уважали, а учителя ставили только хорошие оценки.  Учителя с большим опытом работы в школе отмечают, что именно в начальной школе закладываются основы успешного обучения.Если ребёнок приходит в 1-й класс подготовленным: знает правила поведения и у него хорошо развиты познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление, воображение), то, как правило, он не испытывает трудности в обучении. Если же ребёнок отвлекается на уроках, не понимает объяснений учителя, не умеет общаться с другими детьми, то у него возникают проблемы. К моменту окончания начальной школы у таких детей уже есть пробелы в знаниях и умениях, которые только накапливаются с каждым годом.
Конечно, школьные успехи зависят не только от того, насколько готов ребёнок к учёбе. Важную роль при обучении ребенка в 1-м классе играет помощь родителей, понимание его проблем, возникающих в процессе обучения. Если родители грамотно реагируют на просьбы ребёнка, и их помощь не сводится только к проверке домашнего задания, то ребёнку легче адаптироваться в школе.
Основы правильных взаимоотношений родителей и ребёнка – дошкольника лучше всего закладываются в процессе подготовки ребёнка к школе. Выполняя различные задания в игровой форме, ребёнок не воспринимает родителя как учителя, а начинает видеть в нем старшего друга, который разбирается во многом и может помочь.
Совместные занятия улучшают взаимоотношения в семье, родители и дети лучше узнают друг друга, они начинают видеть в своем ребёнке то, что, возможно, раньше было от них сокрыто: его способности, интересы, тревоги, желания. Систематическое проведение занятий дома будет способствовать формированию у ребёнка отношения к обучению как к труду, и  процесс его привыкания к школе пройдет значительно легче.

Основные  признаки  "Очень  хорошей  учительницы"
* Не  кричит  на  детей,  но  и  не  заискивает  перед  ними,  общается спокойно,  эмоционально  и  тепло.
*Хорошо  знает  программу  и  может  донести  её  до  детей.
*Много  и  охотно  общается  с  родителями,  с  удовольствием  отвечает  на  их  вопросы,  советуется,  если  у  самой  возникают  вопросы по  поводу  ребёнка.
* Не  критикует  детей,  а  наоборот  хвалит  и  поддерживает  их.
* Постоянно  придумывает  что - то  новое.
* Не  оставляет  без  внимания  конфликтные  ситуации  между  детьми,  не  принимает  сторону  одного  ребёнка,  старается  разобраться  в  каждой  ситуации  до  конца.
* Не  жалуется  на  детей,  не  пишет  бесконечные  замечания  в  дневнике,  старается  сама  решить  возникающие  проблемы.  
( О  том,  какие  бывают  школы,  как  выбрать  школу  и  учителя для  своего  ребёнка  вы можете  познакомиться  в  нашей  библиотеке - передвижке  в  группе.  Журнал   "Растём  вместе".  статья  называется  "Идём  в  школу"  стр.3 ).

Как  бороться  с  тем,  что  ребёнок  всё  время  говорит:  "Мама,  у  меня  не  получится!"?
Сталкиваясь  с  новым,  неизвестным  ему  заданием,  ребёнок  часто  теряется  и  чувствует  себя  неуверенно.  Это  не  значит,  что  он  всегда  пасует  перед  трудностями.  Просто  ему  очень  нужно,  чтобы  его  поддержали  и  помогли  почувствовать,  что  у  него  непременно  получится.  Поэтому,  если  ребёнок  в  ответ  на  предложение  решить  задачку  или  выполнить  задание  говорит:  "У  меня  не  получится!", -  реагировать  на  это  нужно  совершенно  спокойно.  -  Давай  попробуем  сделать  это  вместе, - говорите  вы,  чтобы  ваш  малыш  почувствовал,  что  он  не  один  и  у  него  всё  получится.  А  уж  если  не  получится,  то  тогда  точно  можно  будет  сделать  задание  вместе  с  родителями.

Нужно  ли  летом  усиленно  заниматься  с  ребёнком?
Многие  родители  перед  школой  в  ускоренном  темпе  натаскивают  первоклассника - учат  читать,  писать,  считать....  Гораздо  важнее  для ребёнка -  умение  общаться,  контролировать  свои действия,  уметь  соблюдать  правила,  управлять  эмоциями.  Важнее  психологическая  готовность  к  учёбе - остальному  ребёнок  легко  научиться  в  школе.  Родителям  нужно  создать  условия,  при  которых  ребёнок  естественным  образом  перейдёт  от  дошкольного  периода  к  младшему  школьному  возрасту.  Дайте  возможность  ребёнку  наиграться,  накопить  разнообразных  впечатлений  от  окружающего  мира  и  научиться  взаимодействовать с  ним.  Ведь  зачастую  бывает  так,  что  малыш  к  первому  классу  может  считать  до  тысячи  и  при  этом  не  в  состоянии  завязать  шнурки  или  застегнуть  куртку.

Что  делать,  если  ребёнок  не  хочет  идти  в  школу  и,  естественно,  совсем  не  хочет  к  ней  готовиться?
У  любого  "не  хочу  в  школу"  обязательно  есть  свои  веские  причины.  Например,  у  ребёнка  имеется  о  школе  только  негативная информация,  которую  он  получил  от  старших  друзей  или  даже  от  родителей,  которые  переусердствовали,  рассказывая  о  трудностях  своего  школьного  детства.  Такое  нежелание  может  возникать  и  от  того,  что  ребёнок  вообще  не  слишком  хорошо  понимает,  что  такое  школа,  потому  что  никто  не  рассказал  ему об  этом.  Дети,  которых  родители  усиленно  "готовят  к  школе",  очень  часто  начинают  негативно  относиться  к  походу  в школу,  считая,  что  в  школе  есть  только  уроки  и  строгие  учителя.  Чтобы  исправить  ситуацию,  с  ребёнком  нужно  разумно  разговаривать  о  школе,  делиться  своим  позитивным  жизненным  опытом,  рассказывать  малышу  о  то, как  интересно  будет в школе,  как  много  друзей  он  приобретёт.  Покажите  ребёнку  мультфильмы  о  школе,  почитайте  вместе  книжки,  где  рассказывается  о  школе.  И  подумайте, не  слишком  ли  активно  ребёнок  "готовится"  к  предстоящему  событию.

Если  мы  сомневаемся,  отдавать  ли  ребёнка  в  первый  класс  именно  в  этом  году?
Лучше  всего  знают  своего  ребёнка,  конечно  же,  родители.  И  если  интуиция  вам  подсказывает,  что  годик  ещё  нужно  повременить,  то  лучше  всего  так  и  поступить.  Совсем  необязательно  причиной  для  такой  отсрочки  может  быть  возраст  ребёнка.  Нередко  малыши,  которым  к  сентябрю  уже  исполнилось  семь  лет,  всё - таки  ещё  не  готовы  идти  в  школу.  В  этом  нет  ничего  страшного.  Гораздо  опаснее,  когда  ребёнок  идёт  в  первый  класс,  а  ему  по  всем  показателям  ещё  нужно  быть  в  детском  саду  и  играть.  играть,  играть.  То  что,  если  у  вас  есть  хоть  малейшие  сомнения,  не  поленитесь  сходить  к  психологу  и  опытному  учителю  начальных  классов.  Причём  лучше,  если  это  будут  независимые  специалисты  совсем  не  из  той  школы,  куда  вы  собирались  отдавать  ребёнка,  чтобы  они  не  были  лично  заинтересованы  ещё  в  одном  первокласснике.

                          Готов  ли  ребёнок к  школе?
                                       Тест  для  родителей.
Этот  тест  рассматривает  школьную  готовность  только  на  общем  уровне  и предусматривает  лишь  субъективную  родительскую  оценку.  Гораздо  эффективнее  будет  обратиться к  специалистам - детским  психологам  и  учителям  начальных  классов.  Они - то  наверняка  могут  сказать,  какое  решение  Вам  необходимо  принять  в  этом  году,  особенно,  если  Вас  что - то  смущает.
1. Исполнится ли  ребёнку  семь  лет  до  первого  сентября?
2.  Умеет  ли ребёнок  самостоятельно  одеваться, обуваться,  убирать  свою  постель,  кушать,  умываться?
3.  С  удовольствием  ли  ребёнок  собирает  мелкий  конструктор,  делает  аппликации, раскрашивает?
4.  На  вопрос  "Хочешь  ли  ты  идти  в  школу?" малыш  отвечает  "да",  "нет".
5.  Существуют  ли  у  ребёнка  какие - то  речевые  нарушения  (не  выговаривает отдельные  буквы,  заикается,  говорит  невнятно)?
6.  Может  ли  ребёнок  достаточно  долгое  время  заниматься  одним  делом?
7.  Легко ли  ребёнок  вступает  в  отношения  со  своими  сверстниками?
8.  Любит  ли  ребёнок  слушать,  когда  ему  читает  взрослый?
9.  Проявляет  ли  ребёнок интерес  к  энциклопедиям,  задаёт  ли  много  познавательных  вопросов?
10.  Готов  ли  ребёнок  оторваться  от  интересной  игры,  если  ему  предстоит  заниматься?
Большинство  ответов  "Да"  этого  теста  свидетельствуют  о  том,  что  ребёнок  готов  к  школьной  жизни.  В  то  время,  как  ответы  "Нет"  должны  заставить  задуматься  о  правильности  принимаемого  решения.
                             
Что  я  знаю  о  школе?
       Тест  для  детей.
Как  обращаются  к  учительнице?
Как  привлечь  к  себе  внимание,  если  нужно  о  чём - то  спросить?
Что  говорят,  если  нужно  выйти  в  туалет?
Что  такое  урок?
Как  узнают,  что  время начинать  урок?
Что  такое  перемена?
Для  чего  нужна  перемена? 
Как  в  школе  называется  стол,  за  которым  дети  пишут?
Где  пишет  учитель,  когда  объясняет  задание?
Что  такое  отметка?
Какие  отметки  хорошие,  а  какие  плохие?
Что  такое  школьный  дневник?
В  классе  учатся  дети  одного  возраста  или  разного?
Что  такое  каникулы?   
Важно,  чтобы  ребёнок  ответил  принципиально  верно,  можно  и  без  уточнений. 
Если  он  ответил  правильно  на
11 - 14 вопросов - в  школьных  правилах  для  него  не  будет  неожиданностей.
7 - 10  вопросов  -  неплохо,  но  можно  ещё  поговорить  или  почитать  о  школе.
4 - 6  вопросов  -  необходимо  поподробнее  поговорить  о  школьных  правилах.
1 - 3  вопроса  -  а  ходили  ли  Вы  сами  в  школу?

                         Как  подготовить  ребёнка  к  школе?
Существует  множество  мнений  по  поводу "готовности  ребёнка  к  школе".  Считают,  что психологи  и  педагоги  придумали  эту  проблему  для  того,  чтобы  вести  отбор  в  первый класс.  На  самом  же  деле  психологи  стали  разрабатывать  проблему  готовности  к  школе  в  ответ  на  запрос  школы,  которой  по  разным  причинам  стало  труднее  успешно  готовить  первоклассников.  Представьте  себе:  в  школу  пришли  три  маленьких  школьника.  Один - "домашний  ребёнок",  другой  ходит  в  детский  сад,  а  третий,  помимо  всего  прочего,  посещает  группу развития,  ходит  к  учительнице,  которая  готовит  его  к  школе,  и  занимается  английским  языком.  Кому из  них  будет  легче  и  комфортнее  в  школе?  Первый может  оказаться  замкнутым,  растеряться  в   незнакомом  детском  коллективе.  Второй,  имея  опыт  общения  со  сверстниками,  может  проявить  агрессивность,  утверждаясь  таким  образом  в  классе.  третьему  может  показаться  в  школе  скучно  -  он  уже  всё  это  знает.  Вот  вам  и  первые  школьные  проблемы.  Поэтому  родителям  необходимо  знать,  что качества,  необходимые  каждому первокласснику,  складываются  из  показателей  физической,  личностной  и  интеллектуальной  готовности  к  школе.
                                                  Физическая  готовность
Физическую  готовность  определяют  детские  врачи  -  специалисты:  педиатр,  хирург, стоматолог,  невропатолог.  Результаты  осмотра  заносятся  в  индивидуальную  медицинскую  карту  ребёнка. Хорошо,  если  вы  заранее  познакомитесь  с  будущим  учителем  и  расскажете  ему  об  особенностях  своего  ребёнка,  в  частности  с  теми,  которые  связаны  со  здоровьем.
                                                  Личностная  готовность
Это  умение  будущего  школьника  ориентироваться  в  окружающем  мире,  это  определённый  запас  знаний  и,  безусловно,  положительное  отношение  к  школе,  самостоятельность,  активность,  инициативность,  контактность.
                                                 Интеллектуальная  готовность
Интеллектуальная  готовность  -  это  развитие  фонематического  слуха,  зрительного  восприятия.  образных  представлений,  развитие  психических  процессов:  внимание,  наблюдательность, память,  воображение,  Развитость  мелких  движений  пальцев  и  кисти  руки,  умственное  и  речевое  развитие.  Ребёнок  должен  владеть  мыслительными  операциями,  уметь  обобщать  и  дифференцировать  предметы  и  явления  окружающего  мира,  планировать  свою  деятельность  и  осуществлять  самоконтроль.
Надо  сказать,  что  готовность  к  школе не  возникает  на  занятиях  так  называемых  подготовительных  курсов.  Она  формируется  постепенно,  как  итог  всей  дошкольной  жизни  ребёнка.
Сегодня  психологи  выделяют  четыре  линии  развития  дошкольника  определяющих  внутреннюю  готовность  к  школьному  обучению:
*  формирование  произвольного  поведения;
*  овладение  средствами  и  эталонами  познавательной  деятельности;
*  способность  видеть  мир  с  точки  зрения  другого  человека;
*  мотивационная  готовность  к  школе.
На  этих  четырёх  линиях  и  должна  строиться  вся  работа  по  подготовке  ребёнка  к  школе.
     В  детской  психологии  доказано,  что  благополучное  развитие  высших  форм  мышления  во  многом  определяется  уровнем  сформированности  наглядно  -  действенного  и  наглядно  -  образного  мышления.  "Ребёнок  учится  не  глазами  и  ушами,  а  руками".  Часто  в  школу  сегодня  приходят  дети  читающие,  считающие,  говорящие  по  английски  -  этакие  маленькие  эрудиты,  -  но  не  умеющие  наблюдать,  сравнивать,  с  низким  уровнем  развития  внимания,  воображения,  с  неумением  брать  на  себя  ту  или  иную  роль,  придумывать  сюжет,  строить  взаимоотношения  с  окружающими.  Абсолютно  ясно,  что  особое  внимание  к   "специальной  подготовке"  дошкольника  к  школе  затормаживает  развитие  всех  сторон  личности,  необходимых  для  успешного формирования  новой  социальной  роли  школьника  и  ученика.
                                Готовим  ребёнка  к  школе  самостоятельно
Задача  родителей  отобрать  задания,  упражнения  способствующие  выработке  качеств,  которые  помогут  ребёнку  учиться  и  в  то  же  время  сохранят  у  него  желание  идти  в  школу.  Их  можно  встретить  в  методических  руководствах,  в детских  журналах  и  т. д.  Среди  них  можно  выделить  несколько  групп  заданий.
Первая  группа  направлена  на развитие  зрительного  восприятия.  Выполнение  их  позволит  уточнить  представления  детей  о  свойствах  предметов,  провести  сравнение предметов  ( короче  - длиннее,  выше  -  ниже ),  выработать  умение  сравнивать  ( находить  общее  и  различное  в  предметах ).  Например,  "построй  по  росту  оловянных солдатиков",  "найди  домики  с  красной  трубой"  и  т . д. 
Задания  второй  группы  готовят  к  развитию  слухового  восприятия,  к  проведению  звукового  анализа  слов.  основам  чтения  и  грамотного  письма.  Умение  выделить  первый  гласный  звук  в  слове,  согласный  звук  в   конце  слова  -  всё  это  скажет  о  способности  ребёнка  прислушиваться  к  звучащему  слову.  Например, найди  в  рисунке  слова,  в  которых  встречается  звук  "р" -  назови  их.  Можно  называть  предметы  которые  находятся  в   комнате  или  встречаются  вам  на  улице.
Третья  группа  заданий  способствует  развитию  пространственных  представлений. Дошкольники  учатся  ориентироваться  во  взаимном  расположении  фигур  и  предметов (выше,  ниже,  рядом,  между),  различать  направления  на  плоскости  (влево,  вправо,  вверх,  вниз).  Кстати,  и  в  этом  случае  можно  использовать  ежедневные  бытовые  ситуации.  Здесь  очень  важно  добиваться,  чтобы  ребёнок  свободно  ориентировался  в  окружающем  пространстве  (что  лежит  на  столе  справа?  слева?).  Можно  предложить задания  на  умение  ориентироваться  на  листе  бумаги,  на  дорисовывание  фигур  по  точкам.  Например,  "нарисуй  солнышко  в  правом  верхнем  углу,  под  ним  облачко,  а  птичку  слева".
Четвёртая  группа  заданий  направлена  на  развитие  мелких  мышц  руки.  Причём эти  задания  напрямую  связаны  с  тем  насколько  движения  руки  связаны  со  зрительным  восприятием.  Это  как  правило  штриховки,  закрашивания.  Обращайте  внимание  на  качество  выполнения  работы,  на  аккуратность:  линии  должны  быть  под  определённым  углом  наклона,  нельзя  выходить  за  границы  рисунка.
С  удовольствием  ребята  выполняют  задания  направленные  на  развитие  связной  речи:  "продолжи  рассказ,  ответь  на  вопросы;..  опираясь  на  картинки  ,  составь  небольшой  рассказ".  Можно  разрезать  детские  комиксы  и  попросить  малыша  разложить  картинки  в  нужной  последовательности.  К  концу  дошкольного  возраста  ребёнок  уже  представляет  собой  в  известном  смысле  личность.  Он  знает  в   какой  стране  живёт,  сколько  ему  лет,  имеет  представление  о других  странах,  отдаёт  себе  отчёт  в  том,  какое  место  среди  людей  он  занимает.  В  качестве  важнейшего  достижения  в  развитии  личности   ребёнка  выступает  преобладание  чувства  "я  должен"  над  мотивом  "я  хочу".  Словом  ребёнок  готов  вступить  на  другую  социальную  ступень  -  обучение  в  школе.


                                             








Комментариев нет:

Отправить комментарий