УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
Ваш ребёнок скоро станет школьником, и вы стали задумываться о том, как сделать так, чтобы в школе ему было интересно и радостно учиться, чтобы его любознательность не знала границ, дети в классе его любили и уважали, а учителя ставили только хорошие оценки. Учителя с большим опытом работы в школе отмечают, что именно в начальной школе закладываются основы успешного обучения.Если ребёнок приходит в 1-й класс подготовленным: знает правила поведения и у него хорошо развиты познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление, воображение), то, как правило, он не испытывает трудности в обучении. Если же ребёнок отвлекается на уроках, не понимает объяснений учителя, не умеет общаться с другими детьми, то у него возникают проблемы. К моменту окончания начальной школы у таких детей уже есть пробелы в знаниях и умениях, которые только накапливаются с каждым годом.
Конечно, школьные успехи зависят не только от того, насколько готов ребёнок к учёбе. Важную роль при обучении ребенка в 1-м классе играет помощь родителей, понимание его проблем, возникающих в процессе обучения. Если родители грамотно реагируют на просьбы ребёнка, и их помощь не сводится только к проверке домашнего задания, то ребёнку легче адаптироваться в школе.
Основы правильных взаимоотношений родителей и ребёнка – дошкольника лучше всего закладываются в процессе подготовки ребёнка к школе. Выполняя различные задания в игровой форме, ребёнок не воспринимает родителя как учителя, а начинает видеть в нем старшего друга, который разбирается во многом и может помочь.
Совместные занятия улучшают взаимоотношения в семье, родители и дети лучше узнают друг друга, они начинают видеть в своем ребёнке то, что, возможно, раньше было от них сокрыто: его способности, интересы, тревоги, желания. Систематическое проведение занятий дома будет способствовать формированию у ребёнка отношения к обучению как к труду, и процесс его привыкания к школе пройдет значительно легче.
Основные признаки "Очень хорошей учительницы"
* Не кричит на детей, но и не заискивает перед ними, общается спокойно, эмоционально и тепло.
*Хорошо знает программу и может донести её до детей.
*Много и охотно общается с родителями, с удовольствием отвечает на их вопросы, советуется, если у самой возникают вопросы по поводу ребёнка.
* Не критикует детей, а наоборот хвалит и поддерживает их.
* Постоянно придумывает что - то новое.
* Не оставляет без внимания конфликтные ситуации между детьми, не принимает сторону одного ребёнка, старается разобраться в каждой ситуации до конца.
* Не жалуется на детей, не пишет бесконечные замечания в дневнике, старается сама решить возникающие проблемы.
( О том, какие бывают школы, как выбрать школу и учителя для своего ребёнка вы можете познакомиться в нашей библиотеке - передвижке в группе. Журнал "Растём вместе". статья называется "Идём в школу" стр.3 ).
Как бороться с тем, что ребёнок всё время говорит: "Мама, у меня не получится!"?
Сталкиваясь с новым, неизвестным ему заданием, ребёнок часто теряется и чувствует себя неуверенно. Это не значит, что он всегда пасует перед трудностями. Просто ему очень нужно, чтобы его поддержали и помогли почувствовать, что у него непременно получится. Поэтому, если ребёнок в ответ на предложение решить задачку или выполнить задание говорит: "У меня не получится!", - реагировать на это нужно совершенно спокойно. - Давай попробуем сделать это вместе, - говорите вы, чтобы ваш малыш почувствовал, что он не один и у него всё получится. А уж если не получится, то тогда точно можно будет сделать задание вместе с родителями.
Нужно ли летом усиленно заниматься с ребёнком?
Многие родители перед школой в ускоренном темпе натаскивают первоклассника - учат читать, писать, считать.... Гораздо важнее для ребёнка - умение общаться, контролировать свои действия, уметь соблюдать правила, управлять эмоциями. Важнее психологическая готовность к учёбе - остальному ребёнок легко научиться в школе. Родителям нужно создать условия, при которых ребёнок естественным образом перейдёт от дошкольного периода к младшему школьному возрасту. Дайте возможность ребёнку наиграться, накопить разнообразных впечатлений от окружающего мира и научиться взаимодействовать с ним. Ведь зачастую бывает так, что малыш к первому классу может считать до тысячи и при этом не в состоянии завязать шнурки или застегнуть куртку.
Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу и, естественно, совсем не хочет к ней готовиться?
У любого "не хочу в школу" обязательно есть свои веские причины. Например, у ребёнка имеется о школе только негативная информация, которую он получил от старших друзей или даже от родителей, которые переусердствовали, рассказывая о трудностях своего школьного детства. Такое нежелание может возникать и от того, что ребёнок вообще не слишком хорошо понимает, что такое школа, потому что никто не рассказал ему об этом. Дети, которых родители усиленно "готовят к школе", очень часто начинают негативно относиться к походу в школу, считая, что в школе есть только уроки и строгие учителя. Чтобы исправить ситуацию, с ребёнком нужно разумно разговаривать о школе, делиться своим позитивным жизненным опытом, рассказывать малышу о то, как интересно будет в школе, как много друзей он приобретёт. Покажите ребёнку мультфильмы о школе, почитайте вместе книжки, где рассказывается о школе. И подумайте, не слишком ли активно ребёнок "готовится" к предстоящему событию.
Если мы сомневаемся, отдавать ли ребёнка в первый класс именно в этом году?
Лучше всего знают своего ребёнка, конечно же, родители. И если интуиция вам подсказывает, что годик ещё нужно повременить, то лучше всего так и поступить. Совсем необязательно причиной для такой отсрочки может быть возраст ребёнка. Нередко малыши, которым к сентябрю уже исполнилось семь лет, всё - таки ещё не готовы идти в школу. В этом нет ничего страшного. Гораздо опаснее, когда ребёнок идёт в первый класс, а ему по всем показателям ещё нужно быть в детском саду и играть. играть, играть. То что, если у вас есть хоть малейшие сомнения, не поленитесь сходить к психологу и опытному учителю начальных классов. Причём лучше, если это будут независимые специалисты совсем не из той школы, куда вы собирались отдавать ребёнка, чтобы они не были лично заинтересованы ещё в одном первокласснике.
Готов ли ребёнок к школе?
Тест для родителей.
Этот тест рассматривает школьную готовность только на общем уровне и предусматривает лишь субъективную родительскую оценку. Гораздо эффективнее будет обратиться к специалистам - детским психологам и учителям начальных классов. Они - то наверняка могут сказать, какое решение Вам необходимо принять в этом году, особенно, если Вас что - то смущает.
1. Исполнится ли ребёнку семь лет до первого сентября?
2. Умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, обуваться, убирать свою постель, кушать, умываться?
3. С удовольствием ли ребёнок собирает мелкий конструктор, делает аппликации, раскрашивает?
4. На вопрос "Хочешь ли ты идти в школу?" малыш отвечает "да", "нет".
5. Существуют ли у ребёнка какие - то речевые нарушения (не выговаривает отдельные буквы, заикается, говорит невнятно)?
6. Может ли ребёнок достаточно долгое время заниматься одним делом?
7. Легко ли ребёнок вступает в отношения со своими сверстниками?
8. Любит ли ребёнок слушать, когда ему читает взрослый?
9. Проявляет ли ребёнок интерес к энциклопедиям, задаёт ли много познавательных вопросов?
10. Готов ли ребёнок оторваться от интересной игры, если ему предстоит заниматься?
Большинство ответов "Да" этого теста свидетельствуют о том, что ребёнок готов к школьной жизни. В то время, как ответы "Нет" должны заставить задуматься о правильности принимаемого решения.
Что я знаю о школе?
Тест для детей.
Как привлечь к себе внимание, если нужно о чём - то спросить?
Что говорят, если нужно выйти в туалет?
Что такое урок?
Как узнают, что время начинать урок?
Что такое перемена?
Для чего нужна перемена?
Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
Где пишет учитель, когда объясняет задание?
Что такое отметка?
Какие отметки хорошие, а какие плохие?
Что такое школьный дневник?
В классе учатся дети одного возраста или разного?
Что такое каникулы?
Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Если он ответил правильно на
Что говорят, если нужно выйти в туалет?
Что такое урок?
Как узнают, что время начинать урок?
Что такое перемена?
Для чего нужна перемена?
Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
Где пишет учитель, когда объясняет задание?
Что такое отметка?
Какие отметки хорошие, а какие плохие?
Что такое школьный дневник?
В классе учатся дети одного возраста или разного?
Что такое каникулы?
Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Если он ответил правильно на
11 - 14 вопросов - в школьных правилах для него не будет неожиданностей.
7 - 10 вопросов - неплохо, но можно ещё поговорить или почитать о школе.
4 - 6 вопросов - необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах.
1 - 3 вопроса - а ходили ли Вы сами в школу?
Как подготовить ребёнка к школе?
Существует множество мнений по поводу "готовности ребёнка к школе". Считают, что психологи и педагоги придумали эту проблему для того, чтобы вести отбор в первый класс. На самом же деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос школы, которой по разным причинам стало труднее успешно готовить первоклассников. Представьте себе: в школу пришли три маленьких школьника. Один - "домашний ребёнок", другой ходит в детский сад, а третий, помимо всего прочего, посещает группу развития, ходит к учительнице, которая готовит его к школе, и занимается английским языком. Кому из них будет легче и комфортнее в школе? Первый может оказаться замкнутым, растеряться в незнакомом детском коллективе. Второй, имея опыт общения со сверстниками, может проявить агрессивность, утверждаясь таким образом в классе. третьему может показаться в школе скучно - он уже всё это знает. Вот вам и первые школьные проблемы. Поэтому родителям необходимо знать, что качества, необходимые каждому первокласснику, складываются из показателей физической, личностной и интеллектуальной готовности к школе.
Физическая готовность
Физическую готовность определяют детские врачи - специалисты: педиатр, хирург, стоматолог, невропатолог. Результаты осмотра заносятся в индивидуальную медицинскую карту ребёнка. Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим учителем и расскажете ему об особенностях своего ребёнка, в частности с теми, которые связаны со здоровьем.
Личностная готовность
Это умение будущего школьника ориентироваться в окружающем мире, это определённый запас знаний и, безусловно, положительное отношение к школе, самостоятельность, активность, инициативность, контактность.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность - это развитие фонематического слуха, зрительного восприятия. образных представлений, развитие психических процессов: внимание, наблюдательность, память, воображение, Развитость мелких движений пальцев и кисти руки, умственное и речевое развитие. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Надо сказать, что готовность к школе не возникает на занятиях так называемых подготовительных курсов. Она формируется постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребёнка.
Сегодня психологи выделяют четыре линии развития дошкольника определяющих внутреннюю готовность к школьному обучению:
* формирование произвольного поведения;
* овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
* способность видеть мир с точки зрения другого человека;
* мотивационная готовность к школе.
На этих четырёх линиях и должна строиться вся работа по подготовке ребёнка к школе.
В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. "Ребёнок учится не глазами и ушами, а руками". Часто в школу сегодня приходят дети читающие, считающие, говорящие по английски - этакие маленькие эрудиты, - но не умеющие наблюдать, сравнивать, с низким уровнем развития внимания, воображения, с неумением брать на себя ту или иную роль, придумывать сюжет, строить взаимоотношения с окружающими. Абсолютно ясно, что особое внимание к "специальной подготовке" дошкольника к школе затормаживает развитие всех сторон личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника и ученика.
Готовим ребёнка к школе самостоятельно
Задача родителей отобрать задания, упражнения способствующие выработке качеств, которые помогут ребёнку учиться и в то же время сохранят у него желание идти в школу. Их можно встретить в методических руководствах, в детских журналах и т. д. Среди них можно выделить несколько групп заданий.
Первая группа направлена на развитие зрительного восприятия. Выполнение их позволит уточнить представления детей о свойствах предметов, провести сравнение предметов ( короче - длиннее, выше - ниже ), выработать умение сравнивать ( находить общее и различное в предметах ). Например, "построй по росту оловянных солдатиков", "найди домики с красной трубой" и т . д.
Задания второй группы готовят к развитию слухового восприятия, к проведению звукового анализа слов. основам чтения и грамотного письма. Умение выделить первый гласный звук в слове, согласный звук в конце слова - всё это скажет о способности ребёнка прислушиваться к звучащему слову. Например, найди в рисунке слова, в которых встречается звук "р" - назови их. Можно называть предметы которые находятся в комнате или встречаются вам на улице.
Третья группа заданий способствует развитию пространственных представлений. Дошкольники учатся ориентироваться во взаимном расположении фигур и предметов (выше, ниже, рядом, между), различать направления на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Кстати, и в этом случае можно использовать ежедневные бытовые ситуации. Здесь очень важно добиваться, чтобы ребёнок свободно ориентировался в окружающем пространстве (что лежит на столе справа? слева?). Можно предложить задания на умение ориентироваться на листе бумаги, на дорисовывание фигур по точкам. Например, "нарисуй солнышко в правом верхнем углу, под ним облачко, а птичку слева".
Четвёртая группа заданий направлена на развитие мелких мышц руки. Причём эти задания напрямую связаны с тем насколько движения руки связаны со зрительным восприятием. Это как правило штриховки, закрашивания. Обращайте внимание на качество выполнения работы, на аккуратность: линии должны быть под определённым углом наклона, нельзя выходить за границы рисунка.
С удовольствием ребята выполняют задания направленные на развитие связной речи: "продолжи рассказ, ответь на вопросы;.. опираясь на картинки , составь небольшой рассказ". Можно разрезать детские комиксы и попросить малыша разложить картинки в нужной последовательности. К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Он знает в какой стране живёт, сколько ему лет, имеет представление о других странах, отдаёт себе отчёт в том, какое место среди людей он занимает. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание чувства "я должен" над мотивом "я хочу". Словом ребёнок готов вступить на другую социальную ступень - обучение в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий